На отечественном рекламном рынке впервые предпринята попытка рейдерского захвата бизнеса. Крупнейшая по объему закупок рекламы группа Vivaki Russia обнаружила, что с марта этого года собственником ее основной структуры — ООО "Паблисиз Групп Медиа Евразия" — является не французский коммуникационный холдинг Publicis, а некая Мария Мелехина. У рекламных агентств нет ценных материальных активов, зато через их счета проходят деньги клиентов — годовой товарооборот Vivaki, обслуживающей Procter & Gamble, L`Oreal, Nestle, Coca-Cola, превышает $1 млрд.
О попытке рейдерского захвата ключевого операционного актива Vivaki Russia свидетельствуют материалы арбитражного суда Москвы. 16 мая входящее в группу ЗАО "ДМБ энд Би" подало иск к ООО "Паблисиз Групп Медиа Евразия", Мелехиной Марии Александровне и ИФНС России N 46 по Москве. В своем иске "ДМБ энд Би" просит признать недействительными как решения общего собрания участников, так и сделки по выходу из общества и записи в ЕГРЮЛ о смене собственника. На минувшей неделе состоялось предварительное судебное заседание.
Именно "ДМБ энд Би" и зарегистрированное в Нидерландах "Аребу Холдингс", принадлежащие французской Publicis, на начало этого года владели соответственно 99% и 1% долей ООО "Паблисиз Групп Медиа Евразия" с уставным капиталом 10 тыс. руб., уточняет "СПАРК-Интерфакс". Но, как следует из судебных материалов, уже в конце февраля у ООО сменился адрес, а его гендиректором стала Мария Мелехина. Затем в марте она стала совладелицей общества, внеся в его уставный капитал 10 тыс. руб., а в апреле госпожа Мелехина и вовсе стала единственной участницей ООО, гендиректором же был назначен некий Евгений Иванов. Последние данные ЕГРЮЛ подтверждают эту информацию.
Группа Vivaki Russia управляет, в частности, тремя агентствами, специализирующимися на закупках рекламы: ZenithOptimedia (среди клиентов — L`Oreal, Nestle, Sanofi-Aventis), Starcom (Procter & Gamble, Coca-Cola Co., Kraft Foods) и MediaVest (Mars Inc., Avon, Efes, GlaxoSmithKline). Операционной компанией для этих агентств является как раз "Паблисиз Групп Медиа Евразия". Сама Vivaki входит во французский Publicis с выручкой в 2010 году — €5,42 млрд и чистой прибылью — €526 млн. По данным "СПАРК-Интерфакса", в 2009-м выручка ООО "Паблисиз Групп Медиа Евразия" по РСБУ достигла почти 2,56 млрд руб. без НДС, прибыль — 265 млн руб.
В Vivaki Russia ситуацию комментируют предельно лаконично. Ее представитель Юрий Борисовский заявил "Ъ", что в отношении "Паблисиз Групп Медиа Евразия" действительно была предпринята попытка захвата, однако благодаря своевременным действиям правоохранительных органов ее удалось пресечь. "Группа работает в нормальном режиме",— подчеркнул он.
Ситуацию в "Паблисиз Групп Медиа Евразия" взял под контроль начальник департамента экономической безопасности (ДЭБ) МВД России Юрий Шалаков, уточнил "Ъ" руководитель пресс-службы ДЭБа Андрей Пилипчук. Сейчас этим делом занимается следственное управление по СЗАО Москвы главного следственного управления следственного комитета РФ. В действиях якобы новых собственников компании можно усмотреть признаки преступлений, предусмотренных ст. 170.1 УК РФ ("Фальсификация ЕГРЮЛ..."; максимальное наказание — лишение свободы до двух лет со штрафом) и ст. 327 УК РФ ("Подделка, изготовление и сбыт поддельных документов..."; исправительные работы), добавил господин Пилипчук.
До сих пор рейдеры интереса к рекламному бизнесу не проявляли. Злоумышленникам могут быть инкриминированы упомянутые "отнюдь не самые суровые" статьи УК именно потому, что у рекламного агентства нет представляющих какой-либо ценности материальных активов, рассуждает собеседник "Ъ" в правоохранительных органах. Главным ресурсом агентства являются его сотрудники и рекламодатели, которые в любой момент могут уйти, подтверждает основатель рекламной группы Twiga Александр Оганджанян.
Главная угроза для бизнеса Vivaki сейчас заключается в том, что известие о рейдерской атаке заставит заволноваться клиентов, полагает управляющий партнер адвокатского бюро "Бартолиус" Юлий Тай. Поэтому он не исключает, что эта попытка захвата была на руку конкурентам. Собеседники "Ъ" на рекламном рынке, впрочем, эту версию не разделяют. По мнению одного из них, мошенники, видимо, хотели просто создать проблемы Vivaki, а затем требовать деньги за их устранение. Другой топ-менеджер считает, что основной целью рейдеров могли быть банковские счета общества, через которые проходят деньги рекламодателей.
Vivaki — крупнейшая отечественная группа по объему закупок рекламы: по оценке отраслевого интернет-издания AdIndex, ее товарооборот в 2009 году достиг почти 29,7 млрд руб. Для сравнения — аналогичный показатель Group M, управляющей четырьмя медиаагентствами,— 24,5 млрд руб., группы АДВ с тремя агентствами — 19,5 млрд руб. В 2010 году, по предварительным расчетам AdIndex, товарооборот Vivaki приблизился уже к 34 млрд руб.