Здесь делают креатив.
В Киеве рекламных агентств не так уж и много, и, казалось бы, их обитатели должны знать друг о друге практически всё: от стиля всего агентства и до ника в форуме большинства сотрудников. Как и положено хорошим знакомым, рекламисты обмениваются поздравлениями на праздники и улыбками при встрече. Но в гости друг к другу, конечно, редко кто ходит, и, как выглядит обитель соседей, мало кто знает. А эта незначительная на первый взгляд деталь на самом деле может о многом рассказать. РеклаМастер решил восполнить этот пробел и на своих страницах провести виртуальную экскурсию по офисам рекламных агентств Киева.
Адам Смит
Чтобы, попав на ул. Трёхсвятительскую 13, не сойти с пути истинного, непосредственно к ресепшну РА «Адам Смит» приведёт надпись на ступенях: «Вы на верном пути».
Не ломайте голову, что означает встретившийся в пролёте велосипед — это не ай-стоппер и даже не часть интерьера. В данном случае это действительно просто средство передвижения, которое кому-то из сотрудников не хочется возить по всем закоулочкам офиса. А возить пришлось бы долго и не без напряга — ступенек, переходов и коридорчиков в Адам Смит хватает. Поэтому перемещаться по офису РеклаМастер советует с английским спокойствием.
Проникнуться как английским, так и спокойствием в Адам Смит есть от чего. Источник внутренней гармонии можно созерцать из окон офиса, а можно даже прикоснуться к нему, преодолев десяток метров, которые и отделяют офис от Михайловского собора.
А концепция английского стиля интерьера агентства связана с общей философией, со страстью агентства в целом и его директоров в частности ко всему английскому.
Неравнодушие ко всему английскому можно заметить уже у самого порога, где вам предложат повесить свою верхнюю одежду в… английскую телефонную будку. После того, как по техническим причинам не получилось провести туда настоящий английский телефон, креативными сотрудниками было решено использовать телефонную будку как гардероб. Будка эта по словам адамсмитовцев, хоть и сделана в Украине, была изготовлена по всем правилам английского производства. А старинный английский телефон поставили на ресепшн, где он не только красуется, но и успешно используется по своему прямому назначению. А вот рядом стоящий пронзительный звонок используют только в случае крайней необходимости. Слишком уж много внимания можно привлечь им невзначай.
Отдельного внимания заслуживает лаунж-митинг рум для директоров, который, по словам сотрудников агентства, выполнен в колониальном индийском стиле. Небольшая уютная комнатка в приятных золотисто-коричневых тонах с изображением Тадж-Махала на стене, прозрачными занавесками, кожаным диванчиком…
Символом агентства считается Адам Смит собственной персоной. Определённого места жительства в офисе у него нет, поэтому приютить Адам Смита у себя на рабочем столе может каждый сотрудник. Говорят, вдохновляет…
Есть в офисе и такие вещи, о которых рассказывать не стоит, на них нужно просто смотреть.
Креативное бюро «Sahar»
На ресепшне ул. Павловской 17, кроме приветливо улыбающейся девушки, вас встретит машущий лапкой игрушечный кот. Жест весьма неоднозначный — то ли он так здоровается с вами, то ли сразу прощается. Впрочем, это не самое удивительное в интерьере офиса креативного бюро «Сахар». Подробнее о задумке и процессе её воплощения расскажет креативный директор Алексей Сай, который принимал в этом самое непосредственное участие.
«Меня обозвали эстетом, поэтому и заставили заниматься интерьером. Мы контора небогатая, архитекторов не нанимали. Сначала долго подбирали помещение, чтоб оно базово подходило. В этом офисе — сложное пространство, много воздуха, поэтому помещение нам понравилось сразу. Люди не разделены по отделам, так как в нашем агентстве нет отделов, некого делить. Две зоны есть: «зона для думанья» и «зона для сидения». В зоне для думанья не находятся рабочие места, там никто не ведёт переговоры. Там сидят, если хотят уединиться. Эта зона здоровенная.
Не могу сказать, что здесь какое-то смешение стилей. Но почему-то о центральной части все говорят, что это Япония. Но мы к Японии не привязывались вовсе. Классический японский дом — это пустые стены, всё сосредоточено в центре, все ходят по периметру. Мы этим не парились, нам Япония не указ.
Остальная часть чуть побольше, называется «зона для сидения». Мы так просчитали, чтоб ни в коем случае не сидеть рядочком, чтоб можно было ходить, чухаться, чтоб был простор. Спросите, зачем нам простор? Чтоб легче жилось, чтоб свободно было. Это сразу раскрепощает. Прошёлся, размялся. За пустые неиспользованные метры мы даже готовы платить, потому что без них не работается.
Грубые столбы, грубая кованая лестница — это всё было ещё до нашего приезда. Мы их даже не заделывали. Они такие черненькие, такие красивенькие. На балконе будем еще порядок наводить, но пока это в проекте. Он большой, есть, над чем подумать.
Нейтральное помещение — не тёплое, не холодное. Почему белый? Он не отвлекает, он практичный. Белый цвет не затрут. Например, разлив на стол что-нибудь, человеку станет стыдно, сразу же захочется помыть. Всё довольно прагматично. Комната, я бы сказал, сделана по принципу художественной мастерской, потому что интерьер должен способствовать в первую очередь работе. Я хотел, чтоб стандартом была практичность, чтоб это выглядело как угодно, но было максимум практично. Предыдущий офис мы снимали, поэтому для нового мебель тоже купили новую.
«Если функционально подойти к помещению, плохо не получится, оно по-любому выйдет красивым, а если красиво — можно облажаться"
Самая обычная икеевская мебель — без каких либо изысков, никакого дизайнерского решения. Решение было прагматичным: мобильная мебель на колесиках. Всё на колесах по максимуму — чтоб можно было легко менять местами рабочие места. Здесь никаких хитрых элементов — нет и не будет. В двери, правда, шурупов навинтил кто-то. Говорил же — не надо! Но это была инициатива нашего директора, он хотел красоты. Я отвечал, не надо красоты, она мешает, отвлекает. А вдруг ещё приестся, что потом с шурупами делать — выковыривать? А в таком случае, с дырками от шурупов что делать?.. Но, конечно, есть и чисто практичные находки. Например, прекрасный дешёвый материал — фанера. Из фанеры получились отличные двери. Другие обошлись бы дорого и долго, а эти мы быстро замутили. Есть у нас и вот такие приборы осветительные, свет ставится там, где он нужен. Самые дешёвые малярные софиты: сто гривен — и пятьсот киловатт света.
Митинг-рум у нас шикарный: большое окно, много места и ничего нет. Там только шесть столиков на колёсиках. Удобно — поменял конфигурацию, вот тебе и обновление. Есть даже такая книжная теория, что если интерьер на работе меняется, то к человеку снисходит вдохновение, он работает больше и эффективнее. А мы хотим, чтоб наши сотрудники работали больше и эффективнее. Поэтому пусть ездят.
У нас всё очень расслаблено, все ходят, разговаривают, не предполагается смотрения в мониторы и постоянных телефонных звонков. Мы постоянно что-то придумываем, поэтому удобно общаться. Если пошуметь сильно — это в митинг-рум или на кухню (тут можно сидеть отдельно общаться, посовещаться, перекурить).
Компания Идей «Аделл» (бывшие Adell Saatchi & Saatchi)
Офис Компании Идей «Аделл» не слишком изменился с тех пор, как перестал называться Adell Saatchi & Saatchi. Он по-прежнему находится на ул. Жилянской 146, а его незатейливые элементы корпоративного стиля Saatchi по-прежнему радуют глаз сотрудникам и гостям агентства.
«Когда был создан бекграунд, захотелось вдохнуть в него жизнь"
Офис расположился в обычном сером бизнес-центре, который планировался под холдинг. Но уже во время планировки здания сотрудники бывшего Саатчи общались с дизайнерами и проектировали этот офис под себя, поэтому позже не пришлось ничего ломать, вываливать или достраивать. Тогда сотрудники «Аделл» стремились сделать помещение в первую очередь интеллигентным и эмоционально уютным, чтобы в него было приятно возвращаться. В таком случае, с одной стороны, интерьер отображал бы философию жизни агентства для сотрудников, а с другой — был бы его визитной карточкой для гостей. Передать ощущение лёгкости было решено с помощью сочетания таких цветов: пастельные, тёплые тона, оттенки персикового подыгрывались коричневым, выбирались и более живые — жёлтый, розоватый.
«Цветовая гамма спокойная, это же не ночной клуб. Всё-таки мы здесь работаем"
С самого начала при проектировании офиса был взят ориентир на нестандартность. По словам ребят из бывшего Adell Saatchi & Saatchi, им хотелось уйти от статичного коридорного восприятия, чтоб на рабочем месте каждый человек не чувствовал себя закрытым, запертым. Именно поэтому в помещении можно видеть много стеклянных перегородок, непрямых углов, которые визуально как бы сходятся в одну точку. Объясняется такое решение просто — когда стены не расположены под углом 90 градусов, когда меняется угол, человек начинает и мир воспринимать по-другому.
«Была поставлена задача, чтоб офис был не скучным"
Любая перспектива динамичнее, чем просто прямая, она настраивает на более легкомысленный лад, позволяет креативить, потому что исчезает стереотипность мышления. Руководствуясь этими размышлениями, ребята и создавали офис таким, каким его можно видеть сейчас. Не забыли они также и о том, что работать придётся много, а человек, как известно, психологически устаёт от ярких и дробленых поверхностей. Отрываясь от монитора, глаза человека должны «отдохнуть» на какой-то поверхности. Поэтому рисунки на стенах тоже планировались изначально. Кроме всего прочего, с их помощью сотрудники «Аделл» хотели оживить пространство нового офиса. Среди них есть и имиджевые поверхности с чётко расставлеными акцентами. Например, там, где сидит креативный директор, сделана серия из четырёх картинок, с одним и тем же изображением, а именно, мозгом разных цветов. Как сказали сами создатели, задумывалось это всё как прикол, с целью пошутить. Но, когда у картинок появился другой смысл (здесь сидит человек с мозгами, умноженными на 4!), решено было оставить этот шедевр на стене.
Adell Saatchi & Saatchi было агентством сетевым, поэтому в оформлении офиса могла присутствовать часть стилистики Saatchi Global, что подразумевало игровую подачу вещей, когда серьёзное воспринимается и подается несерьёзно, даже в какой-то степени слегка легкомысленно. Агентству такой взгляд на жизнь понравился. По их словам, это было необычно, свежо, симпатично, интеллигентно и ярко, поэтому отлично вписывалось в общую концепцию планирования офиса. Каких-либо разногласий между руководством и сотрудниками по поводу внешнего вида помещения не было. У руководства было чёткое концептуальное видение внешнего вида офиса, поэтому они предлагали (тогда это была Таня Матяш, потом инициативу подхватил Саша Комаров), а ребята уже обсуждали. По словам сотрудников, в основном никаких «лебедьщукараков» не было, и в итоге корпоративные ценности были частично перенесены на визуальное сопровождение украинского представительства.
«Такие элементы как отпечаток пальца, тоже был элементом корпоратива Saatchi. Места размещения были заранее продуманы, но это всё добавлялось постепенно"
Сотрудники бывшего Saatchi получали буклеты из Лондона, рассматривали идеи, но проектируя, привносили что-то своё, поэтому, будучи в глобальной стилистике Saatchi & Saatchi, им удалось сохранить своё лицо.
«Придумать гениальную идею легко!"
PR-агентство Pleon Talan
PR-агентсво Pleon Talan относительно недавно переехало в новый офис на ул. Пимоненко 13. По словам сотрудников — дышать теперь стало намного легче: в старом офисе все жили, конечно, не в обиде, но в тесноте. Подробнее о том, как Плеону живётся под новой крышей, нам во время экскурсии по офису рассказала Елена Лобова, директор агентства.
«При выборе помещения для нового офиса основным критерием поиска была его довольно большая общая площадь, поскольку мы хотели разместиться всей группой агентств Talan под одной уютной крышей. Кроме того, важно было, чтобы офис находился недалеко от центра. Оказалось, что таких помещений в Киеве очень немного — стандартная проблема, с которой сталкивается компания при росте бизнеса.
Наш новый дом, отвечая ключевым требованиям поиска, имеет еще одно преимущество: в соседнем бизнес-центре арендуют офисы некоторые наши клиенты, что удобно и приятно одновременно. Отчасти концепция дизайна сразу же была продиктована самим помещением. Цвет стен уже был «задан» при въезде: он нейтральный и теплый, и потому устроил нас (я бы назвала его «бледный персик»).
А динамику и активность нашей команды мы решили передать элементами сочного красного цвета, соответствующего цвету нашего логотипа. При этом важно было правильно определить количество красного в офисе: его не должно быть слишком много, но, с другой стороны, присутствие цвета должно быть заметно, «осознаваемо».
Самым заметным элементом в офисе, пожалуй, является разноцветный штрих-код, разработанный известный голландским архитектором Ремом Коолхаасом. Данный штрих код, нанесенный на стену сотрудниками агентства собственноручно, является версией флага Евросоюза, где последовательность полос соответствует цветам национальных флагов его государств-членов. Задуманный автором как символ «разнообразия и единства» европейских стран, в нашем офисе он воплощает дух единства агентств, входящих в самую крупную европейскую PR-сеть Pleon.
Несмотря на то, что каждый ведет свои проекты, в случае необходимости мы работаем «плечом к плечу» как одна большая семья, поэтому в целом офисное пространство смоделировано как open space. При этом у каждого сотрудника есть так называемая «своя зона» — это позволяет чувствовать себя комфортно и свободно среди большой команды.
Митинг-рум
Когда мы создавали «план рабочих мест», то учитывали пожелания многих сотрудников о том, чтобы у них никто не ходил за спиной — это значительно усложнило процесс планирования, но мы соблюли такое условие, поскольку наша работа требует максимальной концентрации и отдачи.
«Ogilvy & Mather Ltd — Ukraine"
Несмотря на всю свою занятость, генеральный директор Мартин Аллес нашёл время показать РеклаМастеру офис агентства лично. Правда, передвигаться из комнаты в комнату на ул. Червоноармейской 5 пришлось быстрым темпом: времени у Мартина, как и у всех начальников, было не очень много. К счастью, планировка и интерьер офиса позволяли это сделать, не прилагая особых усилий.
Мартин Аллес: «Офис — это важная составляющая для креативной компании. Это место, где люди не просто отсиживают рабочее время, а где они думают и творят. Офис, как удобная одежда, должен быть приятным и привлекательным. Для нас важно было разделить офис на две части: официальная, где мы встречаемся с нашими клиентами, партнёрами, и рабочая, большая часть офиса — там находятся все департаменты, туда клиенты обычно не попадают. Это наша сфера, наша внутренняя «кухня».
Мы планировали офис так, чтобы рабочее место каждого сотрудника занимало ограниченную площадь, тем самым стараясь сохранить больше места для общего использования. У нас большие террасы, есть центральная часть, где можно играть, проводить вечеринки, устраивать собрания.
При создании офиса мы старались создать как можно больше мест, где бы люди встречались, пересекались. Наша работа требует, чтоб рутинной работы было как можно меньше, поэтому мы старались создать больше своеобразных «зон общения». Человек не может хорошо делать своё дело, если просто сидит за своим столом и смотрит в экран. Поэтому для нас особую важность приобретает месторасположение офиса. Рядом с нами много кафе, ресторанов, а также других мест, куда можно сходить и где можно посидеть и подумать, окунувшись при этом в реальную бурную жизнь.
Что касается самого офиса, то здесь также есть разные конференц-залы: один более подходит для брейн-стормов (комната полностью белая, за исключением красного шкафа), другой — для встреч с клиентами, а самый маленький — для внутрикорпоративных встреч. В офисе только одна кухня, и печатающая техника тоже расположена рядом, чтоб люди чаще пересекались. Появляется больше возможностей для общения, обмена идеями, что было бы невозможно, если бы пространство каждого сотрудника или отдела было изолированным. Мне кажется, для большой компании это особенно важно, потому что тогда сфера интересов каждого сотрудника выходит за рамки его подразделения.
Проблема уветовой гаммы для нас не стояла в принципе. Мы — часть мировой сети Огилви, поэтому красный — наш корпоративный цвет. Можно много говорить о его повышенной агрессивности. На самом деле, наши люди не воспринимают его так. Скорее, красный цвет — вкусный. Но глубокой философии в этом нет. У нас нет строгого корпоративного стандарта, каждый офис не обязан соответствовать единому корпоартивному образцу. Главное требование — это хорошая освещенность, что даёт ощущение свободы и отгоняет депрессию. Лучше, когда человек видит небо и солнце, чем просто стены.
75 человек могут поместиться только в центральной круглой комнате. Здесь стоят красные кубики разной величины, которые служат то стульями, то столами. Сложенный стол для тенниса.
В клаент-сервисе столы стоят вместе, получается, что люди работают за одним большим столом. Комната промоушена и ивентов — пестрая и слегка беспорядочная, что создает своего рода праздничный сумбур. Креативный отдел, продакшн отдел и студия — комфортно-рабочий стиль. Зона перед офисом — единственное место, куда не попадает солнечный свет, поэтому здесь мы установили искусственное освещение. Ну а справа, конечно, сам Дэвид Огилви, который встречает всех лично. Дальше — рисепшн, и сразу — кухня. Мы специально организовали эти места рядом, чтоб здесь было постоянное движение. Из кухни можно попасть на террасу, откуда можно наблюдать за потоками машин и людей.
РА Euro RSCG Kiev
По мнению РА Euro RSCG Kiev (ул. Владимирская 79) место, где рождаются, живут и размножаются креативные идеи, должно как минимум не быть скучным, а как максимум — стать источником вдохновения для дизайнеров-авангардистов со всего мира. Также там не должно быть предсказуемой геометрии, прямых углов и спокойной цветовой гаммы. Хотя, многим людям такая атмосфера может даже нравиться, но, считает Euro RSCG Kiev, только не сотрудникам креативного агентства. Поэтому, в очередной раз затевая ремонт, агентство решило обновить свой интерьер радикально.
Игра контрастов, поток вызывает неоднозначную реакцию и провоцирует фантазию поиграть с образами.
Александр Лядов, генеральный директор: «Любая большая и красивая идея рождается из чего-то малого. В нашем случае все началось с зажигательной вечеринки-открытия агентства два года назад. Рожденный тогда дизайн подарочной футболки полюбился Клиентам и был отмечен жюри престижного New York Festivals 2004 Print Advertising Awards. Награда вдохновила на создание яркой рекламы New York Loves Euro. А дизайн этой рекламы лег в основу брифа на обновление интерьера. Клиент (в данном случае, это я) — бесконечно счастлив».
Маша Прийдан, старший дизайнер: «Главная цель была проста — используя лаконичные графические средства, изменить привычное восприятие офисного пространства, придать ему глубину. Ведь наш офис — не просто помещение, это наша творческая среда обитания. Можно представить себе его как Лес — Лес из слов и смыслов, слов, которые превращаются в образы и идеи — мы живем в этом лесу, бродим по его тропинкам или проламываемся сквозь непроходимые чащи, ищем и находим…
Нам нравится, что об этих стенах не скажешь с определенностью: На картине изображено то-то и то-то. Кто-то увидит здесь поток сознания, или сны, или некий первозданный хаос, кто-то подумает: Да я бы сделал гораздо лучше! — и станет размышлять о том, как он сам решил бы подобную задачу. В любом случае это будет вызовом воображению».
Интересной, по мнению РеклаМастера, находкой и оригинальной частью интерьера можно считать стенгазету Euro RSCG Kiev. Последние новости не всегда и не всем удаётся отследить, поэтому самая значимая информация о внутренней и внешней жизни агентства попадает сюда. Кроме того, здесь часто можно видеть интервью сотрудников агентства, которых интервьюируют журналисты стенгазеты в лице всё тех же сотрудников агентства. Ребята говорят, сближает!
На сегодня экскурсия окончена! Упреждая возможные упрёки, РеклаМастер откровенно заявляет, что критериев интересности того или иного интерьера у редакции не было, а потому выбор офисов рекламных агентств был субъективным и спонтанным. Не менее откровенно обещаем, что при появлении в поле нашего зрения помещений с оригинальной обстановкой и воодушевляющими обитателями, РеклаМастер обязуется уведомить о таковых оперативно и в деталях.
Елена Шевченко
Источник: Reklamaster